Пожарный Эксперт
ТО и монтаж СПЗ
Испытания СПЗ

Проектирование СПЗ
Проектирование РУП и РПК

Аудит пожарной безопастности
Этапы оценки
Перечень документов

Обучение по программам
пожарно-технического
минимума

Расчеты по оценке
пожарного риска
Законодательная база
Стоимость проведения

Расчет категорий зданий
по взрывопожарной и
пожарной опасности

Подготовка
деклараций ПБ
Стоимость разработки
Перечень документов

Планы эвакуации
Разработка и изготовление
Стоимость


 
О Нашей компании


Стабильно развивающаяся компания «Пожарный Эксперт» - один из лидеров по оказанию услуг в сфере пожарной безопасности в Воронеже...

learn more
Наши клиенты


ОАО «Атомэнергопроект»;
ОАО «РЖД»;
Сити-парк «Град»;
больницы, школы, ВУЗы Воронежа
и многие другие...

learn more
Наши услуги


Независимая оценка пожарного риска;
Проектирование СПЗ;
Подготовка деклараций ПБ;
Расчеты по оценке пожарного риска и др.

learn more













Что такое Декларация пожарной безопасности?


1. Общие сведения. 

Декларация пожарной безопасности (далее – Декларация) – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (ст.2, 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент)).  Форма документа «Декларация пожарной безопасности» утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (далее – Приказ) (ст. 64 ч.8 Технического регламента, приложение № 1 к Приказу).  Цель подачи Декларации – уведомление государственного органа власти (МЧС России) о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

2. Основания для разработки.

 Декларация разрабатывается в соответствии со статьей 64 Технического регламента и статьей 49 Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (п.1, приложения №2 к Приказу).

3. Область применения декларирования.

 Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав, здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п.2 приложения №2 к Приказу). 
 Декларация составляется и подается в отношении объектов капитального строительства, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также для зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений (п.1.1, 1.2, 1.4,1.5 приложения №2 к Приказу).

 Декларированию не подлежат следующие объекты (п. 1.1 приложения №2 к Приказу):

 - отдельно стоящие жилые дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);  - жилые дома высотой не более трех этажей, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 
 - многоквартирные дома высотой не более трех этажей, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырёх, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 
 - отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 
 - отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

 4. Состав и порядок разработки Декларации.

Декларация включает в себя три раздела (приложение №1 к Приказу):

1) Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью Декларации (ч.6 ст.6 Технического регламента).  Раздел заполняется, если проводился расчёт риска. В разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.  Раздел обязателен к заполнению только для производственных объектов, а также для объектов, на которых есть нарушения нормативных документов по пожарной безопасности (п. 2 Протокола селекторного совещания по вопросам разработки, представления и регистрации в органах государственного пожарного надзора МЧС России деклараций пожарной безопасности (№ 2-ГК от 17.02.2010 г.)). 

 Расчёт пожарного риска не требуется: 

1) При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности (ст.6 ч.3, ст.64 ч.2 Технического регламента);  - на действующие до дня вступления в силу Технического регламента объекты защиты (ст.4 ч.4 Технического регламента, приложение №1 к Приказу).

2) Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.  Раздел заполняется исходя из расчетов по оценке возможного ущерба чужому имуществу. В случае если на объекте имеется имущество третьих лиц (как физических, так и юридических лиц (арендаторов, посетителей, соседей и т.п.), указывается стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесён ущерб от пожара. В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен. 

3) Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты. 
 Раздел включает в себя перечень документов с указанием конкретных норм (пунктов и описаний требований), которые собственник обязуется выполнять на своем объекте. Для составления этого списка изучается необходимая нормативная документация, требования которой распространяются на конкретный объект, для которого составляется Декларация.

 Состав раздела: 

3.1. Проходы, проезды и подъезды к объекту. Источники противопожарного водоснабжения. Противопожарные расстояния.  Для оценки достаточности проходов, проездов и подъездов к объекту необходимо руководствоваться требованиями ст.67 Технического регламента.  Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта содержатся в гл.22 Технического регламента.  При анализе наличия и достаточности источников противопожарного водоснабжения и расхода воды на наружное пожаротушение следует руководствоваться требованиями ст.62 и ст.68 Технического регламента, а также требованиями свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». 

При оценке наличия и достаточности противопожарных расстояний между рассматриваемым объектом и соседними зданиями и сооружениями необходимо руководствоваться требованиями гл.16 Технического регламента, а также требованиями свода правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

 Для оценки удалённости размещения подразделений пожарной охраны необходимо руководствоваться ст. 76 Технического регламента.

 3.2. Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность.  При заполнении данного раздела следует руководствоваться требованиями гл.9 и ст.87 Технического регламента, а также требованиями свода правил СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

 3.3. Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности.  Категорированию по пожарной и взрывопожарной опасности подлежат помещения производственного и складского назначения независимо от того, в зданиях какого функционального назначения они расположены, а также сами здания производственного и складского назначения, наружные установки.  При проверке правильности отнесения помещений и зданий, наружных установок к той или иной категории по пожарной и взрывопожарной опасности следует руководствоваться ст.27 Технического регламента и требованиями свода правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

3.4. Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций  Классификация строительных конструкций по огнестойкости приведена в ст.35 Технического регламента.  Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, определены в ст.58 Технического регламента.

3.5. Ограничение распространения пожара за пределы очага  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст.88 Технического регламента, а также требованиям свода правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

3.6. Пути эвакуации людей при пожаре  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст.53, 89 Технического регламента, а также требованиям свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

3.7. Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст.54, 84 Технического регламента, а также требованиям сводов правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

3.8. Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты  Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.  Требования к этим системам и средствам индивидуальной защиты изложены в ст. 55 и ст.123 Технического регламента.

3.9. Отопление, вентиляция, кондиционирование  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст. 56, 138 Технического регламента, а также требованиям свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования».

3.10. Огнезащита строительных материалов и конструкций  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие требований ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на её основе. Общие требования. Методы испытаний» и ГОСТ Р 53295-2009 «Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности» к применяемым на объекте защиты огнезащитным средствам.

Также необходимо изучить техническую документацию на применённые на объекте средства огнезащиты, визуально оценить состояние огнезащиты, по технической документации проверить сроки сохранения огнезащитной эффективности.  Оценку соответствия огнезащитных материалов нормативным требованиям должны проводить специализированные организации. Разработчик Декларации пользуется данными проектной документации, либо данными указанными в актах и протоколах контроля качества огнезащитной обработки проверки материалов (конструкций). 
 3.11.Система автоматического пожаротушения  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст. 83 Технического регламента, а также требованиям свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

3.12. Внутренний противопожарный водопровод  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст. 86 Технического регламента, а также требованиям свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».

3.13. Электрооборудование  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ст. 143 Технического регламента, а также требованиям свода правил СП 6.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности".

3.14.Первичные средства пожаротушения  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям п. 108 и приложению № 3 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, а также требованиям свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации». 

 3.15. Организационно-технические мероприятия  При подготовке настоящего раздела Декларации необходимо оценить соответствие объекта защиты требованиям ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.  В данном разделе предусматривается указание наличия:  – обучения мерам пожарной безопасности;  – проведения противопожарных инструктажей;  – проведения учений по эвакуации;  – организационно-распорядительных документов в области обеспечения пожарной безопасности.

 5. Компетенция.

 Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - декларант) (п. 3 приложения №2 к Приказу).  Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (ч.3 ст. 64 Технического регламента, п. 4 приложения №2 к Приказу).  Для разработки Декларации законодательством Российской Федерации не требуется наличие специальных разрешений или лицензий.

6. Ответственность.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному другому основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавший декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4 ст. 64 Технического регламента, п. 9 приложения №2 к Приказу). 

7. Порядок регистрации. 

Декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и представляется (направляется) непосредственно в соответствующее подразделение органа МЧС России либо по почте, либо в установленном законодательством Российской Федерации порядке при помощи системы электронного документооборота. Орган МЧС России, принимающий декларации к регистрации, устанавливается согласно территориальному расположению и количеству собственников объекта защиты (п. 10 приложения №2 к Приказу).  

Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и, в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям, осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности (п. 12 приложения №2 к Приказу).  В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения (п. 17 приложения №2 к Приказу):  - регистрационный номер декларации и дата его присвоения;  - полное и сокращённое наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;  - функциональное назначение объекта защиты;  - фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;  - полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;  - наличие дополнений к декларации;  - информация о состоянии декларации (действие/отмена регистрации).  Перечни деклараций ведутся в электронном виде и на бумажном носителе, нумерация перечней сквозная. Необходимые сведения о декларации вносятся в перечни в течение одного рабочего дня с момента присвоения декларации регистрационного номера (п. 11 приложения №2 к Приказу).  Структура регистрационного номера установлена п.15 приложения №2 к Приказу.  

В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России (п. 14 приложения №2 к Приказу).  При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в её регистрации (п. 13 приложения №2 к Приказу).  Причины отказа в регистрации Декларации (п. 16 приложения №2 к Приказу):  - представление декларантом недостоверной информации; 
 - изменение собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;  - изменение характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставление информации об этом по месту регистрации декларации. Инструкция о порядке регистрации декларации пожарной безопасности. Инструкция приведена в качестве образца.

 8. Внесение изменений. 
 Декларация уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности (п. 7 приложения №2 к Приказу).  Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 приложения №2 к Приказу).

 9. Контроль. 
 Полнота и достоверность сведений, содержащихся в Декларации, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю (п. 12 приложения №2 к Приказу). 


10. Государственные услуги.

 
 Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня (п. 18 приложения №2 к Приказу).  Регистрация Декларации осуществляется также без взимания платы.