Как уменьшить периодичность плановых проверок МЧС или вовсе их исключить?
Как уменьшить периодичность плановых проверок МЧС или вовсе их исключить?
В соответствии с п. 41 Положения о государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 01.07.2021) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска со следующей периодичностью:
- один раз в год – категория чрезвычайно высокого риска;
- один раз в 2 года – категория высокого риска;
- один раз в 3 года – категория значительного риска;
- один раз в 5 лет – категория среднего риска;
- один раз в 6 лет – категория умеренного риска;
- плановые проверки не проводятся – категория низкого риска.
Отнесение объекта к определённой категории риска осуществляется в соответствии с Порядком, утверждённым этим же Постановлением Правительства, в зависимости от уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров над величиной допустимого риска, с учётом значения индекса индивидуализации подконтрольного лица. Последний определяется с учётом наличия в отношении объекта защиты положительного заключения о независимой оценке пожарного риска. Таким образом, наличие указанного заключения в отдельных случаях позволяет снизить категорию риска, что влечёт за собой уменьшение периодичности плановых проверок или их полное исключение.
К примеру, если независимая оценка пожарного риска проведена в отношении объекта, отнесённого к категории умеренного риска, для которой периодичность плановых проверок установлена 1 раз в 6 лет, то данный объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки не проводятся. Если же независимая оценка пожарного риска проведена в отношении объекта, отнесённого к категории среднего риска, для которой периодичность плановых проверок установлена 1 раз в 5 лет, то данный объект может быть переведён в категорию умеренного риска, для которой периодичность плановых проверок установлена 1 раз в 6 лет, или в категорию низкого риска, для которой плановые проверки не проводятся.
Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.
Как пройти проверку пожарной безопасности, если есть нарушения требований нормативных документов?
Как пройти проверку пожарной безопасности, если есть нарушения требований нормативных документов?
НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
Актуально для зданий, в которых:
-
выполнение требований нормативных документов сопряжено со значительными затратами (в отдельных случаях дешевле снести здание и построить новое);
-
выполнение требований нормативных документов противоречит архитектурным или дизайнерским концепциям (решениям);
-
отсутствует техническая возможность выполнения требований НД;
-
ранее выдано предписание по устранению нарушений (допустимость нарушения обосновывается при проведении НОР, в этом случае нарушение в предписании отмечается как устранённое без фактического устранения, при этом штраф за невыполнение предписания не накладывается).
Как получить положительное заключения МЧС для образовательной, медицинской лицензии?
Как получить положительное заключения МЧС для образовательной, медицинской лицензии?
Получение положительного заключения МЧС требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:
-
производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта;
-
медицинская;
-
образовательная.
В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение.
При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.
В чем преимущество независимой оценки пожарного риска (НОР)?
В чем преимущество независимой оценки пожарного риска (НОР)?
По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:
-
выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
-
получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем;
-
разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
-
реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
-
ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
-
планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.
Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:
-
ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
-
отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
-
низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
-
отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
-
отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
-
инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
-
инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).