Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности
Это положение установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1].
Что дает собственнику проведение независимой оценки пожарного риска?
Прежде всего – это изменение категории риска объекта на более низкую, что позволит уменьшить периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых органом государственного пожарного надзора. К примеру, при изменении категории риска с категории значительного риска до категории среднего риска периодичность плановых проверок изменится с трёх до пяти лет, а при изменении категории до низкого риска плановые проверки не проводятся вовсе. Это предусмотрено Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
Второе, не менее значимое по важности, – это возможность обоснования допустимости отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Это обоснование выполняется путём проведения расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений, при этом подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности выполняется на основании п. 2 ч. 1. ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [1]. Необходимость такого обоснования чаще всего обусловлена отсутствием технической возможности выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности (в отдельных случаях проще снести здание и построить новое).
Расчет пожарного риска позволяет оценить степень влияния отдельных отступлений от требований пожарной безопасности на безопасность людей и допустимость этих отступлений. Методики расчётов по оценке пожарного риска утверждены МЧС России [2, 3]. В основе расчёта пожарного риска лежит моделирование пожара, в т.ч. распространения опасных факторов пожара в здании и эвакуации людей при пожаре. Моделирование пожара и эвакуации выполняется с применением программного обеспечения, прошедшего процедуру подтверждения достоверности реализуемых моделей требованиям Методик [2, 3].
Проблемы системы независимой оценки пожарного риска:
1. Невозможность проведения НОР для части здания.
Если собственнику принадлежит часть помещений в здании, которые не выделены в отдельный пожарный отсек, и пути эвакуации из этих помещений являются общими с путями эвакуации из других частей здания, то проведение НОР в отношении только этих помещений противоречит Методикам [2, 3]. При этом проведение аудита пожарной безопасности в отношении всего здания без заключения договоров с другими собственниками противоречит требованиям Правил [4]. В этом случае инициатор проведения НОР должен договариваться со всеми остальными собственниками, и все они должны заключить договоры на проведение аудита ПБ с одной экспертной организацией. Если эти условия не будут выполнены, проведение НОР невозможно.
2. Несовершенство Методик определения расчётных величин пожарного риска.
Методики [2, 3] содержат положения, позволяющие учитывать влияние только отдельных отступлений от требований нормативных документов по ПБ на величину пожарного риска. Это нарушения, связанные с геометрическими параметрами путей эвакуации (протяжённость путей эвакуации, высота и ширина путей эвакуации и выходов и т.д.), а также отсутствие или несоответствие нормам систем пожарной автоматики. Влияние на величину пожарного риска других нарушений учесть невозможно. Отсюда получается, что все остальные нарушения нельзя обосновать расчётом пожарного риска, и единственный способ обеспечения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности – это устранение таких нарушений.
Д.В. Блинов, генеральный директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж
А.М. Ненуженко, технический директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж
Список использованной литературы
1. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённая приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 (с изменениями на 2 декабря 2015 года).
3. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утверждённая приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404 (в ред. Приказа МЧС РФ от 14.12.2010 № 649).
4. Постановление Правительства РФ от 31.08.2020 № 1325 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».